Философии пост Эпиктет – римский философ-стоик. Как и все стоики до него (и большинство греческих мыслителей), Эпиктет главным образом считал, что нужно жить добродетелью. То есть быть добродетельным и свободным от боли. Для Эпиктета путь к такой жизни означал осознание того, что всё, над чем ты не властен, должно быть принято, как есть, и оно тебе не навредит, пока ты сам это не позволишь. Он доходил в этом до крайностей, например, говоря, что потеря тех, кого любишь, не должна причинять страдание, так как их смерть была одновременно и частью их существования (то есть они в любом бы случае умерли, так что, когда это происходит, стоит это принять как данность бытия). Он также писал практические руководства, как достичь такого осознания. Например, представлять себе, как близкие люди умирают каждый день: когда это случится на самом деле, вы уже мысленно будете готовы к этому. Из всех греческих философов стоики были ближе всего к буддизму (хотя никаких доказательств того, что они как-либо соприкасались, нет). В частности, это касается того, какое значение они придают принятию реальности для того, чтобы очиститься от страдания. Хотя Ницше в какой-то мере восхищался и буддизмом, и стоиками, он также и критиковал их, утверждая, что это нигилистичные, отрицающие жизнь философии (хотя, например его понимание буддизма было не таким уж хорошим, ввиду малой доступности работ по нему при его жизни). И, более того, он также утверждал, что они изначально были противоречивы. Он говорил, что представители этих течений на самом деле не «принимали события, как они есть», а умышленно шли к добродетели стоицизма или буддизма, которые сами и придумали. Шопенгауэр был западным философом, на которого значительное влияние оказал буддизм (хотя, как и Ницше, он не имел в достаточном доступе работ по буддизму). Он соглашался с идеями о том, что боль причиняет желание. В то же время, в отличие от стоиков и буддистов, он был куда более пессимистичным по вопросу о существовании решения этой проблемы. Он считал, что люди были существами, полностью состоящими из желания достигать чего-либо, а это всегда приводит к боли, если не получается достигать цели, или же к скуке, когда получается. Он считал, что люди вынуждены страдать, и одним из первых озвучил позицию антинаталистов, утверждая, что людям лучше вообще не существовать. «Извини!» – настольная игра, где условие победы – довести свои фишки до отметки «Финиш», однако основная механика, от которой получают удовольствие игроки, – выбивать фишки оппонентов обратно к стартовой отметке в самый последний момент.

Теги других блогов: философия Эпиктет стоицизм